В Санкт-Петербурге развернулась выставка, где время течёт вспять — сквозь дымчатый хрусталь веков здесь проступают контуры Поднебесной. Этнографический музей приоткрыл дверь в свои сокровищницы, выпустив на свет полсотни избранных экспонатов, большинство из которых десятилетиями прятались от посторонних глаз, словно стыдливые невесты за бамбуковыми ширмами.
Эти вещи — не просто музейные объекты, а застывшие истории. Каждый предмет прошёл через руки удивительных владельцев:
Особое место занимают артефакты князя Ухтомского — они сопровождали будущего Николая II в его восточном вояже, словно немые советники в дипломатическом танце.
Среди экспонатов — веера, трепещущие как крылья цикад, буддийские статуи, в чьих глазах застыла нирвана, игрушки, видевшие смех давно ушедших детей. Фотографии конца XIX века добавляют выставке эффект машины времени — вот торговец с коромыслом, вот монах в охряных одеждах...
Жемчужина коллекции — акварели с ликами святых, где каждый мазок кисти дышит медитативной сосредоточенностью. Они выставлены рядом с музыкальными инструментами, чьи струны, кажется, ещё хранят отзвуки древних мелодий.
Выставка — лишь часть культурного диалога: недавно музей отправил в Ханчжоу "драгоценный караван" традиционных украшений. Но здесь, в Петербурге, особенно остро чувствуется, как хрупкие артефакты становятся мостами между эпохами и империями.
Экспозиция пробудет до сентября — ровно столько, сколько длится жизнь стрекозы в китайской поэзии. Успейте увидеть, как материя истории превращается в искусство.